Региональное совещание

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ПРИ ПОСОЛЬСТВЕ РОССИИ В ИНДОНЕЗИИ

 

Наш адрес

Посольство: 12940, ул. Х.Р.Расуна Саид, участок Х-7, № 1-2, г. Джакарта, Индонезия.

Школа: 12110, ул. Дакса 5, участок 1, г. Джакарта, Индонезия.

Телефон директора: +6281584672682

Официальный сайт школы: indonezschool.edusite.ru

E-mail:school_jakarta@mail.ru                indonezschool@yandex.ru

 

Региональное совещание

27-30 января 2013 года в школе при Посольстве России в Камбодже (г.Пномпень) прошло региональное совещание руководителей заграншкол МИД РФ в регионе Южной, Юго-Восточной Азии и Австралии. Директор нашей школы Денисова Ольга Васильевна приняла участие в совещании, выступив с докладом. Текст доклада размещен ниже.

 

Презентация "Воспитательная система в школе в условиях перехода на новые ФГОС".

 

ДОКЛАД

Воспитательная система в школе в условиях перехода на новые ФГОС

 

СЛАЙД №1. ЗАСТАВКА.
Воспитательная система – это целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания, обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат.
Воспитательная система обладает рядом признаков, общих с другими социальными системами. Ей присущи целенаправленность, целостность, структурность, динамизм, взаимодействие со средой и с системами более низкого и более высокого порядка. Она имеет прошлое, настоящее и будущее.
Каждая школа, целенаправленно реализующая не только образовательную, но и воспитательную функцию, связанную с личностным развитием школьников, должна иметь свою воспитательную систему.
Воспитательная система школы имеет сложную структуру. Ее компоненты:
СЛАЙД №2. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.
• цели, выраженные в исходной концепции (блок целеполагания);
• деятельность, обеспечивающая достижение целевых ориентиров (содержание воспитания), субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий (блок деятельности);
• отношения, рождающиеся в деятельности и общении, интегрирующие субъект в некую общность (блок отношений);
• среда системы, освоенная субъектом (блок рефлексии);
• управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы (блок управления).

В процессе создания и развития системы должен решаться ряд задач:
СЛАЙД №3. ЗАДАЧИ.
1. Формирование у учащихся целостной системы научных знаний о природе, обществе, человеке.
2. Формирование гражданского самосознания.
3. Приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
4. Развитие креативных (творческих) способностей ребенка, его склонностей и таланта.
5. Формирование в образовательном учреждении коллектива как благоприятной среды для развития и жизнедеятельности детей и взрослых.
6. Развитие у учащихся стремления и способности к самопознанию, самосовершенствованию, самореализации и самоутверждению.
Для их решения используются разнообразные формы, приемы, методы педагогической деятельности.
Особое место отводится внеурочной деятельности. Предложены несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности:
модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей);
модель «школы полного дня»;
оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);
инновационно-образовательная модель.
В условиях заграншкол оптимальной, по нашему мнению, является оптимизационная модель. Она предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники образовательного учреждения.
Координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:
взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;
организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.
СЛАЙД №4. ЭТАПЫ.
Этапы развития воспитательной системы.
• становление;
• отработка содержания деятельности и структуры системы;
• завершающий;
• обновление и совершенствование системы.

Одной из основных целей воспитательной системы на первом этапе является создание воспитательного коллектива школы. Предпосылками для объединения детей и взрослых в единый воспитательный коллектив являются общность целей, включение в совместную деятельность, гуманные отношения внутри коллектива.
На первом этапе идет формирование целевой установки, вырабатываются главные ориентиры в организации воспитательного процесса, формируется концепция школьной воспитательной системы.
На первом этапе моделируется образ выпускника образовательного учреждения. Это идеал, к которому стремится школа, педагог.
Упорядоченность системы осуществляется через создание особых зон, прежде всего, в режимных моментах жизни школы и определенной цикличности жизни школы (например, «ключевые дела»).
На первом этапе формируются отношения, налаживаются связи с внешней средой. Главное достижение этого этапа: цели воспитательной системы сформированы, внедрены в сознание педагогов, детей и их родителей.
На втором этапе окончательно утверждаются системообразующая деятельность, приоритетные направления функционирования системы. Деятельность усложняется, устанавливаются связи между различными ее видами. Этот этап характеризуется бурным развитием общешкольного коллектива, развитием межвозрастного общения. Возникают временные коллективы, разновозрастные объединения.
Усложняется деятельность школьников в сфере самоуправления, развиваются инициатива и самодеятельность, создаются предпосылки для коллективного творчества. Рождаются коллективные традиции. Появляются новые формы взаимодействия системы с внешней средой.
Управление воспитательной системой осуществляется как на организационно-педагогическом, так и на психолого-педагогическом уровнях.
Третий этап, завершающий. Система окончательно оформляется: каждый компонент занимает свое место, системные связи крепнут. Усиливаются интеграционные процессы, они проникают в учебно-познавательную деятельность. Рамки урока становятся тесными, начинаются поиски более емких и гибких форм коллективного познания. Идет интеграция учебной и внеучебной деятельности. Она проявляется:
• в общей направленности целей учебной и внеучебной работы на формирование личности и коллектива;
• во взаимосвязи и естественном переходе учебной деятельности во внеучебную и наоборот;
• в многообразии форм, методов, приемов, обеспечивающих эти взаимопереходы;
• в том, что урок и внеурочное дело становятся составными и полноправными частями коллективной жизнедеятельности.
Школьный коллектив переходит в новое качественное состояние. Он все чаще выступает как единое целое, как содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, общей деятельностью, отношениями творческого содружества, общей ответственностью. У большинства школьников, педагогов формируется «чувство школы». Педагогами реализуется личностный подход, доминирует педагогика отношений. Налаживаются связи с социумом. В управление системой включается все большее количество участников: детей, родителей. Резко возрастает роль самоуправления и саморегуляции.
Четвертый этап – обновление и совершенствование системы: усложняются цели, более разнообразным становится содержание, более тонкими - отношения, более разветвленными - связи и, конечно же, более сложными становятся организационные, управленческие процессы. Но именно через это усложнение педагоги и поднимают систему на новую ступень, на новый уровень.
Наша школа находится на втором этапе развития воспитательной системы (отработка содержания деятельности и структуры системы).
Ориентирами в организации внеурочной деятельности были:
- запросы родителей;
- приоритетные направления деятельности школы;
- интересы и склонности педагогов;
- материально-технические возможности;
- методические рекомендации психологов (из внешних источников).
С учетом наших реалий была спланирована внеурочная деятельность, составлено расписание внеурочных занятий, обозначены ключевые дела.
СЛАЙД №5. КРУЖКИ.
Мы стараемся вести работу по следующим направлениям:
СЛАЙД №6-10. НАПРАВЛЕНИЯ.

Направления деятельности. Реализация
Духовно-нравственное, патриотическое и интернациональное воспитание, воспитание толерантности единые классные часы;
общешкольные праздники;
участие в посольских мероприятиях;
участие в международных фестивалях;
установление контактов с другими школами Индонезии, соотечественниками через РЦНК;
Спортивно-оздоровительное спортивные секции;
спортивные соревнования;
факультативы по ОБЖ;
Интеллектуальное факультативы и кружки по предметам;
предметные декады;
участие в сетевых проектах;
проектная деятельность;
выпуск школьной газеты;
Эстетическое общешкольные праздники;
работа хоровой и танцевальной студий;
кружок «Своими руками»;
кружок «Правила этикета»;

Конкретными результатами всей этой работы являются, например, созданные в школе разновозрастные творческие коллективы – танцевальная и хоровая студии. Они успешно выступают как на сцене Посольства, так и в учебных заведениях Джакарты, различных международных фестивалях, пропагандируя российскую культуру, проводятся Новогодние праздники с приглашением соотечественников.
СЛАЙД (последние фото – снежки, базар)
Участие в сетевых проектах и проведение школьных интеллектуальных марафонов, традиционные научно-практические конференции, где формируются группы, в которых взаимопонимание и взаимоуважение позволяют плодотворно работать ребятам разного возраста.
А также дни самоуправления, регулярные выпуски школьной газеты, проведение единых классных часов, систематическая помощь детскому саду в проведении мероприятий, выставки, экскурсии, направленные на изучение страны пребывания.
СЛАЙД (посл. фото «Индонезия глазами…»)
Общешкольные спортивные соревнования.
СЛАЙД (посл. фото «Водное поло»)
Особое место в воспитательной системе школы занимает работа с родителями. На общешкольных родительских собраниях родители получают подробную информацию о работе школы. По запросу родителей проводится родительский лекторий, а на классных родительских собраниях они знакомятся с портфолио своих детей. Нередко родители принимают участие в школьных мероприятиях. Администрация школы, классные руководители, учителя находятся в постоянном контакте с родителями своих учеников. Кроме того оперативную информацию они получают через школьный сайт и школьную газету, выходящую регулярно, а также информационные стенды, на которых регулярно размещается актуальная информация о жизни школы. Здесь же постоянно обновляются разделы о знаменательных датах, результатах различных конкурсов, спортивных соревнований и т.п.
На всех заседаниях педагогического совета вопросы функционирования и развития воспитательной системы с учетом ФГОС являлись ключевыми. Это видно из тематики заседаний:
- «Реализация ФГОС начального общего образования в условиях заграншколы» (сентябрь);
- «Взаимодействие семьи и школы в воспитании и социализации личности» (январь);
- «Моделирование воспитательной системы школы» (январь);
- «Подготовка к реализации ФГОС основного общего образования» (март);
- анализ учебно-воспитательной деятельности (по четвертям).
На заседаниях методических объединений учителей, родительских собраниях, совещаниях при директоре и завуче, педагогических советах школы был проведен всесторонний анализ этих аспектов, выделены проблемы и намечены пути и методы их решения.
Основными проблемами являлись (и являются) следующие:
- недостаточная материально-техническая база (отсутствие спортивного зала и мастерских, недостаточная оснащенность предметных кабинетов физики, химии, биологии; отсутствие в школе фото- и видеоаппаратуры и т.д.);
- отсутствие специалистов (психолога, преподавателей ИЗО, музыки);
- территориальная разобщенность детей и транспортные проблемы;
- сменяемость контингента детей в течение учебного года, малая численность детского коллектива.
Не все проблемы можно решить, но в качестве варианта решения некоторых из них можно предложить следующее: улучшение и регулярное дооснащение материально-технической базы, введение ставки заместителя директора по воспитательной работе с возможностью преподавания ИЗО и музыки, ставки психолога или прохождение отдельными командированными учителями соответствующих курсов, увеличение количества ставок, т.к. ведется большая внеурочная работа самими преподавателями.
Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, влияние социальной и предметно-эстетической среды. Это открытая система, постоянно развивающая. Она имеет сложную структуру и состоит из компонентов, скрепленных системными связями.
Воспитательная система – не самоцель. Она служит оптимизации процессов личностного развития. Поэтому главным критерием ее эффективности будет результат – развитие и самовыражение личности воспитанника и педагога.

 

Директор основной общеобразовательной школы

при Посольстве России в Индонезии

Ольга Васильевна Денисова.

 

Приложение. Фильм о школе.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»